huh? ([info]dobrynine) wrote,
@ 2005-03-29 15:29:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Про русскую оперу.
Вот некто [info]mrparker написал статью. Я, честно говоря, довольно смутно себе представляю, кто такой mrparker (он же Максим Кононенко), но это и неважно - статья, несомненно, талантливая (кстати, вот она). В достаточной мере провокационная, хотя по сути верная. Но я бы хотел сказать не об этом. Прочитав вот эту строчку:

В Большом театре лежит мумия русской классической оперы.

, я вдруг опять подумал о русской опере. Я часто о ней думаю. О её феномене. О блеске и нищете.

Как мне кажется, слово "мумия" тут не подходит, потому что русская опера не умирала. Не умирала она потому, что является изначально мертворожденной субстанцией.

Попробую пояснить, что я под этим подразумеваю.

Русская вокальная школа. Это ведь, товарищи, просто атас. Большой, Мариинка. От силы десяток хороших певцов, и, наверное, ни одного - великого. А кто был велик из русских певцов? Ведь по пальцам. Конечно, Шаляпин. Атлантов, да. Собинов. С женским полом сложнее. Образцова, бесспорно, великая - ибо актрисища, но ведь поёт неправильно - потому что она, всё же, "сделанное" меццо-сопрано - через это "вываленный" низ. Вишневская когда-то блестяще пела. Архипова? Нисколько не актриса, да и несколько деревенская она, пусть чисто вокально всё верно, но ведь этого недостаточно. И всё? А из ныне работающих? В голову приходит лишь гениальный баритон Чернов. А звёзды - это же караул. Казарновская, к примеру. Её пение не то, что не выдерживает никакой критики, а и собственно пением-то его стыдно назвать. Мировая, блин, прима.

Такое положение вещей обусловлено довольно простым, но неодолимым фактором.

Всё дело в том, что русские оперные композиторы в процессе написания опер о певцах не думали вообще. К примеру, "Сказание О Невидимом Граде Китеже" Римского-Корсакова - это просто издевательство над солистами театров. Именно поэтому эта опера ставится так редко. Но она такая не одна, почти все русские оперы - издевательство над здравым смыслом. Неудобнейшие скачки, смещённые тесситуры. Петь русских композиторов элементарно неудобно, а зачастую и вряд ли возможно - потому что авторы забывали о певцах, и писали как будто для музыкального инструмента. А вот на родине бельканто ситуация строго обратная, музыка, допустим, Верди - настолько шикарно удобна именно с вокальной точки зрения, что диву даёшься.

Понятно, есть масса факторов помельче, например, блядская привычка петь зарубежные оперы на русском языке. Но они не особенно важны на фоне основного, упомянутого фактора.

Однако скажем прямо: русская музыка - гениальна, несмотря на свою ахиллесову пяту. Русские оперы - истинные жемчужины мировой музыки. Которые никто не хочет петь.

И как тут развиться русской вокальной школе, если своя, родная оперная музыка - трудноисполнима?

Поэтому нет и никогда не было в России дОлжного количества великих певцов. Поэтому ставят русские оперы на зарубежных площадках очень редко.

В этом - катастрофический парадокс.



(15 comments) - (Post a new comment)


[info]291447
2005-03-29 01:40 am UTC (link)
>блядская привычка петь зарубежные оперы на русском языке.

хехе :) в целом - согласен, искренне не понимаю, зачем переводить
лучше уж буклетик с дословным переводом выпустить...

(Reply to this) (Thread)


[info]sergelin
2005-03-29 01:23 pm UTC (link)
или бегущей строкой пустить..

(Reply to this) (Parent)


[info]__marginal
2005-03-29 01:49 am UTC (link)
Небольшая поправка: "суть" это глагол во множественном числе, как английское "are".
Единственное число третьего лица - "есть".

(Reply to this) (Thread)


[info]dobrynine
2005-03-29 01:52 am UTC (link)
> Небольшая поправка

Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]katpink
2005-03-29 03:20 am UTC (link)
добавьте в список русских вокалисток Надежду Обухову:) зря Вы ее забыли:)

(Reply to this) (Thread)

(Reply from suspended user)

[info]dobrynine
2005-03-29 10:16 pm UTC (link)
> да он ее не знает просто.

Где уж мне.

> И других русских певцов и певиц,которые по зарубежам в элитах поют - не знает.

Озвучь имена великих русских певцов, работающих в наше время. Только класса, как минимум, Дель Монако, Ланца, Джильи, Сазерленд, Доминго, Каллас, Корелли, Груберовой, Гяурова. Не томи. Хочется ознакомиться с творчеством современных великих русских певцов. Ну вот с некоторой натяжкой Пьявко можно назвать, да и то смешной он.

> "Вишневская- великая певица"- угумс.
> Такая же великая,как кошка маня в марте.

Точно. Мощное выступление.

> Образцовой ему низы не наравяцца...

Образцова - сделанная мецца. Через это низ говённый. Примерно как у Каллас в Кармен - критики не выдерживает.

> Шел бы ты, барин , в кабаре.

Симметрично.

(Reply to this) (Parent)


[info]sikorski
2005-03-29 10:24 pm UTC (link)
Хворостовского забыли,из современных.

Ну если взять и сравнить с Карузо какого нибудь тенора , то не думаю, что много народа найдется, который смог бы составить ему конкуренцию.

Не бейте певца , он поет как умеет.

(Reply to this) (Thread)


[info]dobrynine
2005-03-29 10:27 pm UTC (link)
> Хворостовского забыли,из современных.

Он неправильно поёт, и голос довольно небольшой. Вариант Баскова, только баритон и реноме посолиднее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sikorski
2005-03-29 10:31 pm UTC (link)
мне они и не нравятся.

(Reply to this) (Parent)


[info]dobrynine
2005-03-29 10:29 pm UTC (link)
> Ну если взять и сравнить с Карузо какого нибудь тенора ,

Так, как пел Карузо, не поют уже давно. Масса теноров его уже превзошла. Это всё равно, что сравнить Бадди Рича с Деннисом Чемберсом. Первый, несомненно, велик, и почитаем больше второго. Но если представить ситуацию, что они с ним на одной сцене, сравнение будет совсем не в пользу Рича.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sikorski
2005-03-29 10:33 pm UTC (link)
может в технике и превзошли, но все равно не даром его считают великим.Артистизм, голос.
Красиво пел .

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dobrynine
2005-03-29 10:35 pm UTC (link)
Да я ж не спорю, господь с вами.
Это величайший певец.

(Reply to this) (Parent)


[info]birgitpeterger
2005-03-30 12:55 am UTC (link)
Строгий Вы:) О предпочтениях в среде певцов спорить бессмысленно:) Согласна с Вами, что Образцова больше похожа на замаскировавшуюся сопрану;), а русские оперы не очень-то удобны для исполнения в сравнении с итальянскими.
Мне голос Архиповой безумно нравится, но больше всех я люблю слушать Синявскую, ее упоительный тембр, жаль, что она как-то не смогла достичь тех мировых вершин, что покорили ее современницы по Большому Образцова и Вишневская.

(Reply to this)


[info]fyfuw
2009-07-09 08:40 pm UTC (link)
ха о_0

(Reply to this)


(15 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…